Посольство Российской Федерации в Норвегии
(+47) 22 55 32 78
(+47) 22 44 06 08
/
22 августа

Об ущемлении прав населения ДНР и ЛНР в результате введенной Киевом социально-экономической блокады

Внутренний конфликт на Юго-Востоке Украины был спровоцирован действиями националистических сил и фактически нелегитимными властями в результате госпереворота в 2014 г. Одним из их первых шагов стало решение отменить закон Украины №5029-VI «Об основах государственной языковой политики», в соответствии с которым язык может иметь статус регионального там, где его считают родным не менее 10% населения.
В 2012 г. решение о признании русского языка региональным приняли Одесский областной и городской советы, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская область), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский облсоветы.
Жители Донбасса вынуждены были защищать свои права, гарантированные Конституцией Украины, в том числе языковые. В ответ официальный Киев объявил их «террористами» и заявил о начале антитеррористической операции (апрель 2014 г.).
В последующие годы националисты и новые власти поэтапно устанавливали блокаду отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
14 ноября 2014 года П.Порошенко указом № 875/2014 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (далее - СНБО) от 4 ноября 2014 г. «О неотложных мерах по стабилизации социально- экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях». Это положило начало финансово-экономической блокаде Донбасса. Были прекращены бюджетные выплаты, включая пенсии, банковское обслуживание и пассажирские перевозки по железной дороге на территориях, подконтрольных провозглашенным ДНР и ЛНР. Для получения пенсий жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) должны прибывать на подконтрольную Киеву территорию и регистрироваться в качестве переселенцев.
25 января 2017 г. группами украинских радикалов на участке между станциями Светланово и Шепилово в Луганской области было перекрыто грузовое автомобильное и железнодорожное сообщение между подконтрольными Киеву территориями и ОРДЛО. Вслед за этим были перекрыты и другие транспортные артерии.
Украинские власти не приняли мер по нейтрализации противозаконных действий радикалов. Наоборот, в Киеве пошли у них на поводу. Власти присоединились к блокаде Донбасса и ужесточили ее. Решением СНБО Украины от 15 марта 2017 г. (введено в действие указом Президента Украины от 16 марта 2017 г.) было запрещено любое торговое транспортное сообщение с Донбассом вдоль всей линии соприкосновения.
Вследствие блокады под угрозу была поставлена стабильная работа критически важной инфраструктуры Донбасса. Во избежание гуманитарной катастрофы власти ДНР и ЛНР были вынуждены принять решение о вводе внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции, расположенных на территориях республик.
Попытка киевских властей оправдать свою блокаду «ответной реакцией» на «экспроприацию украинской собственности» абсолютно несостоятельна. Все наоборот – именно транспортная блокада вынудила власти ДНР и ЛHP взять на себя ответственность за предприятия на территории региона и судьбы работающих там людей (около 100 тыс. человек), чтобы предотвратить техногенные катастрофы из-за остановки производств с непрерывным циклом. При этом юридически собственность осталась у прежних владельцев.
В апреле 2017 г. глава компании «Укрэнерго» В.Ковальчук заявил о прекращении поставок электроэнергии на неподконтрольные Киеву территории Луганской области в связи с якобы накопившимися долгами. В результате ЛHP была обеспечена электроснабжением из России и ДНР.
Осуществляемая Киевом блокада фактически лишила жителей неподконтрольных областей элементарных гражданских, политических, экономических и социальных прав, гарантированных, в частности, Международными пактами 1966 года об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, а также Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Разорвав в одностороннем порядке связь с населением Донецкой и Луганской областей, Киев сделал их жителей де-факто лицами без гражданства. Их отрезали от всего: социальных пособий, пенсий, зарплат, системы общенационального финансирования банковских услуг, средств связи, образования и здравоохранения. Жители региона также оказались фактически лишены своих электоральных прав - на территориях не были организованы ни избирательные комиссии, ни избирательные участки. Для участия в голосовании на президентских выборах 2019 г. им требовалось до 25 марта выехать с документами на подконтрольные Киеву территории, подать заявление об изменении места голосования и затем 31 марта приехать непосредственно для участия в выборах. Таким образом, пересечь линию соприкосновения (и, следовательно, столкнуться с трудностями при прохождении контрольно-пропускных пунктов) необходимо было минимум 2 раза, а с учетом второго тура – 4 раза.
На нарушения прав жителей Юго-Востока Украины обращают внимание международные правозащитные организации. В частности, в начале июля 2019 г. НПО «Human Rights Watch» призвала президента Украины В.А.Зеленского прекратить «дискриминационную политику и практику», которые затрудняют оформление пенсий для жителей неподконтрольных Киеву областей, заставляя пенсионеров постоянно пересекать линию разграничения.
Продолжение блокады нарушает п.8 минского «Комплекса мер», предписывающего восстановить в полном объеме экономические связи с Донбассом, включая возобновление социальных выплат.
Результатом развязанного националистами внутреннего конфликта стала тяжелейшая гуманитарная ситуация на Юго-Востоке Украины: его жертвами, по данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, стали более 13 тыс. погибших, до 30 тыс. раненых, сотни пропавших без вести. Порядка 3,5 млн человек нуждаются в срочной гуманитарной помощи.
В ряде населенных пунктов вдоль линии соприкосновения сохраняется угроза экологической безопасности. Остается сложной ситуация с обеспечением продовольствием.
Таким образом, можно констатировать, что официальный Киев целенаправленно попирает основополагающие права человека в отношении жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей в нарушение общепризнанных норм международного права. При этом Украина всячески пытается освободиться от взятых на себя ранее международных обязательств. В частности, в июне 2015 г. Киев уведомил Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы об отступлении от соблюдения своих обязательств (т.н. дерогации) по Международному пакту о гражданских и политических правах (со ссылкой на ст. 4) и по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (по ст. 15).
Прикрываясь якобы невозможностью гарантирования прав и свобод человека в ходе «антитеррористической операции» на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, Украина развязала себе руки для дальнейших нарушений прав жителей данных регионов, злоупотребляя своим правом на дерогацию, которая должна соответствовать сложившейся чрезвычайной ситуации и удовлетворять критерию пропорциональности, а не служить индульгенцией для беспредела властей.
Некоторые действия Киева, равно как и сам факт затяжной дерогации от положений Европейской конвенции по правам человека, подверглись критике со стороны Парламентской ассамблеи Совета Европы в Резолюции 2209(2018) и Рекомендации 2125(2018) (хотя отдельные положения и оценки, содержащиеся в указанных документах ПАСЕ, в том числе обвинения в «агрессии Российской Федерации против Украины», мы не разделяем).
При этом отмечаем, что факт дерогации не препятствует подаче жалоб на действия властей Украины в Европейский Суд по правам человека, который и будет решать вопрос о правомерности её отступления от положений Конвенции в каждом конкретном случае.