Посольство Российской Федерации в Норвегии
(+47) 22 55 32 78
(+47) 22 44 06 08
/

Выступление Посла России в Норвегии Т.О.Рамишвили на 12-й ежегодной Киркенесской конференции (Киркенес, 27 февраля 2019 г.)

За прошедшую четверть века – небольшой по историческим меркам период – мы стали свидетелями беспрецедентных геополитических изменений. Баренцев регион из зоны повышенной напряженности, где в годы Холодной войны проходила линия соприкосновения двух противоборствующих блоков – Организации Варшавского договора и НАТО – трансформировался в пространство доверия, стабильности и добрососедства, базирующееся на принципах неделимой и всеобъемлющей безопасности.

Предпосылки для создания многосторонней организации сотрудничества в Баренцевом регионе начали созревать еще в конце 80-х гг. XX века, когда М.С.Горбачев, выступая с известными «Мурманскими инициативами», обратился к широкой международной общественности, в первую очередь североевропейской, с призывом к разрядке и снижению уровня военного противостояния на Севере.

Важную роль сыграло богатое историческое наследие российско-норвежских отношений, многовековой опыт так называемой «поморской торговли» и иных форм приграничного сотрудничества, доминантой которых был дух кооперации и добрососедство. Достаточно сказать, что два старейших города губернии Финнмарк – Вардё и Хаммерфест – были основаны благодаря торговле с Россией. Даже в наиболее напряженные периоды блокового противостояния стороны стремились не допускать критического обострения ситуации. Так, решение Норвегии не проводить военные маневры за пределами 24 градуса восточной долготы (территория пограничной губернии Финнмарк) было должным образом оценено советским руководством.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что с момента создания в 1993 году Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) оправдал свое предназначение и вырос в эффективную и динамичную структуру межгосударственного взаимодействия, генерирующую, по сути, в повседневном режиме кооперационную повестку дня. Совет мобилизует также немалый потенциал по обеспечению устойчивого социально-экономического развития обширного Баренцева региона на благо живущих там народов. Акцент делается на рациональном использовании научно-инновационных и ресурсных возможностей, соблюдении экологических стандартов и учете интересов коренных национальностей.

В период сохраняющейся международной турбулентности региональное сотрудничество остается важным каналом диалога с североевропейскими партнерами, позволяя обсуждать общие для региона вопросы в деловом и конструктивном ключе. В этом смысле СБЕР – по общему признанию – является образцовым форматом взаимодействия, демонстрирующим стойкий иммунитет к колебаниям политической конъюнктуры.

На счету Совета внушительное количество практических результатов, которые напрямую влияют на качество жизни северян. Вот лишь некоторые из них.

Завершение в сентябре 2017 года реконструкции дороги «Кола» на участке Мурманск-Никель-Киркенес стало важным достижением в области совершенствования транспортно-логистической сети региона. Отвечающая современным требованиям трасса позволяет не только существенно сократить время в пути, но и делает его значительно более безопасным.

Кроме того, в октябре 2018 г. введен в эксплуатацию новый отрезок автодороги А-121 «Сортавала», соединяющий российскую Республику Карелия и финскую провинцию Северная Карелия.

По линии природоохранной повестки дня успешно продолжается работа по ликвидации экологических «горячих точек» на Северо-Западе России. На сегодняшний день из соответствующего списка, который изначально насчитывал 42 объекта, исключены уже 12.

В рамках реализации российско-норвежского проекта «Телемедицина на Северо-Западе России» в 2017 году открыт центр телемедицины в Ненецком автономном округе (ранее аналогичный центр был открыт в Архангельской областной клинической больнице).

Готовится к реализации проект по созданию зоны широкополосного Интернета в районе российско-норвежской границы, что позволит жителям приграничных регионов пользоваться всеми преимуществами современных средств коммуникации.

Большое внимание уделяется развитию туризма, способного привлечь в регион дополнительные инвестиции и создать здесь новые рабочие места. Важным шагом в этом направлении станет ожидаемый летом 2019 г. запуск круизного маршрута Тромсё – Мурманск – Земля Франца-Иосифа, оператором которого является норвежская паромная компания «Хуртигрутен». В этой связи хотел бы еще раз привлечь внимание к принятому в 2016 г. Правительством Российской Федерации решению о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров.

Залогом высокой эффективности и успешности Баренцева сотрудничества, а также уникальной особенностью является его «двухэтажная» структура. Взаимодействие осуществляется не только между правительствами стран-участниц, но и на уровне административно- территориальных образований, что позволяет определять насущные проекты и оптимальным образом сочетать приоритеты государств с интересами и потребностями отдельных регионов.

Несмотря на обширный список достижений в рамках Баренцева процесса за последние 25 лет, общая информированность об этой региональной модели взаимодействия остается все еще слабой. Отсюда – необходимость искать пути повышения осведомленности широкой аудитории о Баренцевом процессе, его наиболее ярких «историях успеха», а также тех возможностях, которые предоставляет данный формат кооперации для рядовых граждан региона и всех потенциальных партнеров. Именно в этих целях в период российского председательства в Совете в 2015-2017 гг. мы выступили с инициативой учредить на постоянной основе региональный форум высокого уровня («Баренцев Давос») для обсуждения всей Баренцевой повестки дня с упором на тему устойчивого социально-экономического и экологического развития региона. Такой форум, наряду с Киркенесской конференцией, мог бы выступать в качестве инструмента для популяризации Баренцева процесса, демонстрируя его уникальный характер и очевидную востребованность.

Первым шагом в направлении реализации нашей инициативы стала организация в рамках VII Мурманской международной деловой недели (ММДН) (12-16 ноября 2018 г.) тематической сессии «Международное сотрудничество в Арктике» с акцентом на специфику Баренцева региона. Мероприятие прошло успешно, в нем приняли участие более 120 человек из 12 стран. Принято решение о проведении такой сессии на ежегодной основе.

Видится важным также популяризировать Баренцево сотрудничество как успешную модель взаимодействия в масштабах «большой Арктики». Полезной в этой связи представляется практика проведения отдельных тематических сессий, посвященных Баренцеву региону, «на полях» крупных арктических мероприятий, как в России, так и за рубежом. Недавно подобная сессия прошла в рамках ежегодной конференции «Арктические рубежи» (г.Тромсё, Норвегия, январь с.г.). Насколько мне известно, готовится такая сессия и в рамках V Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», который пройдет 9-10 апреля с.г. в Санкт-Петербурге.

Получают развитие и другие российские инициативы. Речь идет о состоявшемся в апреле 2017 г. в Москве Саммите коренных народов Баренцева региона, который внес важный вклад в укрепление механизмов защиты интересов коренных народов, а также способствовал выстраиванию равноправного диалога между ними и органами власти. Планы проведения второго саммита в г.Люкселе (Швеция) в мае с.г. свидетельствуют о том, что такая площадка оказалась востребована.

Убеждены, что обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона, создание комфортных условий для человека, живущего на Севере, должны и дальше оставаться приоритетом взаимодействия в высоких широтах.

Вместе с тем регион все чаще сталкивается с глобальными вызовами и угрозами, которые носят трансграничный характер (климатические изменения, незаконная миграция, увеличение объемов добычи природных ресурсов, отток населения из небольших населенных пунктов и, как следствие, рост урбанизации и др.). Решать задачи такого масштаба можно только сообща, путем объединения потенциалов всех действующих на Севере Европы форматов сотрудничества. Помимо СБЕР, это – Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран, Партнерства «Северного измерения». Каждый из них обладает своими уникальными чертами, но в целом ряде областей координация действий может принести заметную добавленную стоимость. В этой связи Российская Федерация выступает за возобновление существовавшей ранее практики координационных встреч этих структур на политическом уровне (последняя такая встреча на уровне заммининдел состоялась в Осло в 2012 г.). Настало время перейти от обсуждения вопросов синергии к практическим шагам в этом направлении (как говорят, from talking to working).