Органы опеки и попечительства Норвегии
(Информация Министерства по делам детей, равноправия
и социальной интеграции Норвегии)
В Норвегии воспитание детей и забота о них являются, в первую очередь, обязанностью родителей. Но иногда и родителям необходима помощь в воспитании ребенка. Родителям может быть нужна помощь в течение короткого или длительного периода, так как они сами оказываются в сложной жизненной ситуации. Родители бывают иногда не в состоянии самостоятельно обеспечить ребенку ту заботу и опеку, в которой он нуждается. В таких случаях Органы опеки и попечительства (Barnevern) несут ответственность за помощь родителям.
«Мы говорили о том, что, может, нам стоит обратиться в органы опеки и попечительства, но были растерянны и чувствовали себя беспомощными».
Иногда мы слышим подобные высказывания. Будучи матерью или отцом, возможно, Вы боитесь обратиться в органы опеки и попечительства. А будучи родственником, соседом, учителем или кем-то еще, Вы, наверное, чувствуете себя неуверенно, не хотите вмешиваться и опасаетесь неприятностей, к которым может привести Ваше обращение в органы опеки и попечительства. Вследствие этого многие дети и родители не получают той помощи и поддержки, в которой они нуждаются и которая полагается им по закону.
Если Вы сомневаетесь, то Вам следует обратиться в органы опеки и попечительства. Органы опеки, в первую очередь, оказывают помощь в домашних условиях для того, чтобы не разлучать ребенка с родителями. Во многих случаях передачи детей под опеку можно было бы избежать, если бы родители или кто-либо другой раньше обратились в органы опеки и попечительства.
В этой брошюре кратко изложена информация о самих органах опеки и попечительства Норвегии, а также о том, что эти органы могут сделать для защиты интересов ребенка.
Что представляют собой органы опеки и попечительства?
Органы опеки и попечительства являются гарантом надлежащего ухода, безопасности и возможности развиваться для всех детей и подростков. Обязанности и функции органов изложены в Законе № 100 «Об органах опеки и попечительства» от 17 июля 1992 года. Служба опеки и попечительства существует в каждом муниципалитете.
Органы опеки и попечительства несут особую ответственность за заботу о наиболее уязвимых детях. Они должны защищать детей в случае пренебрежительного отношения родителей к своим родительским обязанностям и бороться с физическим или моральным насилием над ребенком в семье. Если службе опеки и попечительства становится известно о подобных случаях, то закон обязывает ее незамедлительно расследовать ситуацию ребенка, и, при необходимости, принять меры. В соответствии с законодательством, органы опеки и попечительства обязаны изучить поступившую информацию как можно скорее, и, в случае необходимости, принять меры. По закону органы опеки должны рассмотреть обращение как можно скорее и, если необходимо, провести более тщательное расследование в течение трех месяцев.
Работа органов опеки сочетает в себе поддержку и контроль. Органы опеки и попечительства должны помогать и поддерживать родителей в выполнении их родительских обязанностей, но органы также обязаны вмешаться, если их усилия не приводят к положительному результату.
Органы опеки и попечительства несут основную ответственность за детей, которые страдают. Однако это не означает, что эту функцию они выполняют в одиночку. Другие государственные учреждения и специалисты также несут ответственность за то, чтобы дети и семьи, нуждающиеся в помощи, получали ее. Также частные лица несут ответственность, но не юридическую, а моральную, которую каждый из нас несет за наших близких, а особенно – за детей.
Обращение в органы опеки и попечительства
Многие дела начинаются с обращения самих родителей в службу опеки и попечительства. Помимо этого в органы опеки и попечительства обращаются государственные служащие, соседи, родственники и другие люди, которые беспокоятся о ребенке. Все обращения рассматриваются службой и, при наличии оснований, проводится более тщательное изучение ситуации. Семью ставят в известность о том, что делом ее ребенка занялись органы опеки и попечительства и, если это возможно, предпринимается попытка наладить сотрудничество с семьей.
На государственные органы и сотрудников, например, школ, детских садов и педагогическо-психологических служб, возложена отдельная обязанность - попытаться улучшить положение ребенка, находящегося в трудной ситуации. Если сотрудники этих организаций подозревают, что ребенок является жертвой серьезного пренебрежения или жестокого обращения со стороны родителей, они обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства. Государственные служащие не могут требовать анонимности обращения.
По закону лица и учреждения, обязанные хранить профессиональную тайну, например, врачи, психологи, медицинский персонал и т. д., также обязаны сообщать в органы опеки и попечительства о таких случаях.
Частные лица не обязаны сообщать в органы опеки и попечительства о таких случаях, но поскольку органы опеки и попечительства должны помочь ребенку, они зачастую зависят от того, дадут ли им информацию семья, друзья, соседи. Органы опеки и попечительства обязаны также рассматривать обращения, поступившие анонимно.
Как правило, в тот момент, когда органы опеки и попечительства получают сигнал, в семье уже имеются существенные проблемы. Одной из задач является предотвратить еще большее травмирование ребенка. Поэтому в большинстве случаев более ранний контакт с органами опеки был бы предпочтителен.
Как работают органы опеки и попечительства?
Когда в органы опеки и попечительства поступает сообщение о том, что есть основания подозревать родителей в пренебрежении своими родительскими обязанностями, они обязаны как можно лучше изучить ситуацию. Первым шагом для выяснения причин обращения является контакт с заявителем с тем, чтобы лучше изучить основания обращения.
Органы опеки и попечительства обычно спрашивают разрешения ссылаться на поступившее обращение. Если заявитель отзывает его, то органы опеки и попечительства решают, следует ли, тем не менее, отслеживать ситуацию. Если органы решают заняться делом, родителей обычно просят явиться на беседу в офис органов опеки, или предупреждают о своем визите на дом.
Представители органов опеки и попечительства ставят родителей в известность о поступившем обращении и, при необходимости, могут разрешить прочитать его. Затем обсуждается содержание этого обращения. Представители органов опеки и попечительства информируют родителей о том, что они, возможно, обратятся в другие учреждения, которые знают этого ребенка, такие, как детский медицинский центр, детский сад, школа, педагогическо-психологическая служба и пр. Они также информируют родителей об их правах, например, о праве доступа к документам по делу.
Когда вмешиваются органы опеки и попечительства?
В Норвегии уход и воспитание детей являются правом и обязанностью родителей. Под детьми понимаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Для того, чтобы государственные органы могли вмешаться, они должны действовать в рамках закона. Основные положения закреплены в законе «Об органах опеки и попечительства» и законе «О деятельности органов государственного управления». Все положения законов, однако, должны использоваться, исходя из здравого смысла.
Органы опеки и попечительства обязаны вмешаться в случаях, когда:
- из-за ситуации дома или по другим причинам ребенок особо нуждается в помощи;
- ежедневная забота о ребенке характеризуется серьезными упущениями со стороны родителей или личный контакт и внимание, которые требуются ребенку в соответствии с возрастом и стадией развития, имеют серьезные недостатки;
- родители не заботятся об удовлетворении особых потребностей в лечении и обучении больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями или ребенка, нуждающегося в особом уходе и обучении;
- ребенок в семье подвергается жестокому обращению или другому серьезному насилию;
- велика вероятность того, что здоровье или развитие ребенка может серьезно пострадать из-за того, что родители не в состоянии в достаточной степени заботиться о ребенке;
- у ребенка серьезные поведенческие проблемы:
- при постоянной или рецидивной преступности,
- при длительном употреблении спиртных и наркотических веществ.
Если органам опеки и попечительства становится известно о таких обстоятельствах, они обязаны немедленно и подробно изучить их.
Закон предполагает введение отчётности и обоснованию решений «Барневерн». Органы опеки должны готовить конкретные планы изучения обстановки в семье, наблюдения за ребёнком и родителями. В отношении каждого ребёнка – вести подробный журнал, фиксируя в нём фактические обстоятельства дела и экспертные оценки, положенные в основу принимаемых мер. В письменном обосновании решений «Барневерн», помимо этих данных, необходимо также указывать, каким образом были учтены соображения сохранения семейных связей, «наилучшие интересы» ребёнка и его собственное мнение. (Прим. Посольства).
В интересах ребенка
Главным принципом, которым руководствуются органы опеки и попечительства, являются интересы ребенка. Если интересы ребенка и родителей расходятся, то решающими будут интересы ребенка. Это закреплено в законе «Об органах опеки и попечительства». Несмотря на это, органы опеки и попечительства всегда должны пытаться расположить родителей к сотрудничеству по планируемым мерам.
Меры помощи в семье
Для ребенка, как правило, лучше расти в своей семье. Поэтому органы опеки и попечительства должны, в первую очередь, рассмотреть возможность помочь семье дома. Это может быть:
- консультирование семьи;
- финансовая помощь, позволяющая ребенку принимать участие в культурно-досуговых мероприятиях и т.п.;
- предоставление помощи на дому, места в детском саду, группе продленного дня и т. п.;
- оказание поддержи;
- посещение гостевой семьи;
- надзор.
Другие меры подразумевают более активное участие самих родителей, например, в материнских группах, группах самопомощи, применение в семье метода «Марте-Мео», Орегонскойпрограммы тренинга (ParentManagingTraining-Oregon-modellen– PMTO), технологии «мультисистемной терапии» или интенсивные консультации с семьей.
Изъятие ребенка из семьи
Передача прав опеки над ребенком происходит только в самых особых случаях. Передача прав опеки является очень серьезным шагом как для детей, так и родителей. Поэтому для принятия подобного решения должны быть весомые основания.
Только когда профилактические меры дома не дают результатов, может возникнуть необходимость изъять ребенка из семьи. Это может быть сделано как с согласия родителей, так и без него. Если имеются подозрения о том, что родители серьезно пренебрегают своими родительскими обязанностями или ребенок подвергается жестокому обращению в семье, то ребенок может быть изъят из семьи немедленно. Однако это – исключение, общее правило заключается в том, что сначала предпринимается попытка оказать помощь в сотрудничестве с родителями.
Если родители и служба опеки и попечительства согласны с тем, чтобы ребенок на время был изъят из семьи, то это может быть сделано без официальной передачи органам опеки прав опеки над ребенком.
Дела о передачи прав опеки готовит муниципальная служба опеки и попечительства, а решение принимает независимая государственная Губернская комиссия по вопросам опеки, попечительства и социальным вопросам (Fylkesnemndaforbarnevernogsosialesaker). Комиссия, руководителем которой является юрист, состоит из специалистов и обычных членов. Родители имеют право присутствовать во время рассмотрения дела, но они не имеют права присутствовать при вынесении рекомендаций и при голосовании.
При передаче прав опеки также рассматривается вопрос о помещении ребенка в патронатную семью, в дом ребенка или дом молодежи. Как правило, выбор падает на учреждение, если пребывание будет непродолжительным и предполагается, что ребенок скоро вернется в семью.
Если речь идет о длительном пребывании, то, как правило, выбор падает на патронатную семью, так как она больше всего напоминает обычную семью. Если ребенка помещают в патронатную семью на основании решения о передаче прав опеки, закон «Об органах опеки и попечительства» предписывает, чтобы при выборе патронатной семьи учитывались особенности ребенка, его потребности в уходе и воспитании в стабильной обстановке. Это означает, что ребенка следует помещать в такую среду, в которой он сможет сохранять и развивать свою идентичность, связанную, например, с национальной принадлежностью и религией.
Когда Комиссия принимает решение о передаче ребенка под опеку, она должна также определить, как часто дети и родители могут находиться вместе. Если контакт с родителями может навредить ребенку, Губернская комиссия по вопросам опеки, попечительства и социальным вопросам может принять решение не сообщать адрес ребенка родителям.
При наличии серьезных поведенческих проблем у ребенка Губернская комиссия по вопросам опеки, попечительства и социальным вопросам может вынести решение о помещении ребенка в учреждение для лечения. Это может быть сделано как с разрешения ребенка и его родителей, так и без него.
В некоторых случаях, если это в интересах ребенка, может быть принято решениео лишении родительских прав.
Меры в соответствии с законом «Об органах опеки и попечительства» могут применяться до достижения подопечным 23-х лет, в случае, если он согласен на это. Если орган опеки и попечительства считает, что меры нужно завершить ранее, то подопечный может подать жалобу губернатору.
Процессуальные права сторон - право на обжалование
Все решения, принятые муниципальной службой опеки и попечительства, могут быть обжалованы у Губернатора. В первую очередь, это распространяется на решения о принятии вспомогательных мер. В соответствии с законом «О деятельности органов государственного управления» срок подачи обжалования на решения, вынесенные службой опеки и попечительства, составляет три недели. Решения, вынесенные Губернской комиссией по вопросам опеки, попечительства и социальным вопросам (например, решение о передаче прав опеки), могут быть направлены в окружной суд первой инстанции для пересмотра. Срок подачи искового заявления в суд составляет два месяца.
Каждая из сторон дела имеет право обжаловать решение суда и подать иск. Как правило, право быть стороной есть у родителей, несущих хоть какую-то родительскую ответственность за ребенка. Ребенок старше 15 лет, который понимает суть дела, становится также стороной процесса. Дети, не достигшие 15 лет, в особых случаях могут быть наделены процессуальными правами Губернской комиссией по вопросам опеки, попечительства и социальным вопросам. Если дело касается принятия мер в отношении ребенка с поведенческими проблемами, то ребенок наделяется процессуальными правами вне зависимости от возраста.
Даже если ребенок не является стороной дела, он должен быть проинформирован и ему должна быть предоставлена возможность высказаться до того, как будет приниматься решение по делу, касающемуся ребенка. Право получать информацию и высказываться действует в отношении всех детей старше 7 лет и детей более младшего возраста, которые в состоянии иметь свою точку зрения. Мнение ребенка принимается во внимание, исходя из его возраста и зрелости.
Адвокат может представлять интересы участников процесса. Государство покрывает расходы адвоката в связи с рассмотрением дела в Губернской комиссии по вопросам опеки, попечительства и социальным вопросам и возможным рассмотрении дела впоследствии в суде.
_______________________________________________________________________
* Неофициальный перевод, выполненный Посольством.