15 апреля
Из интервью Посла России в Норвегии Н.В.Корчунова профессору Университета Юго-Восточной Норвегии Г.Дисену (12 апреля 2025 г.)
1.Каковы возможности и проблемы создания СМП? С кем Россия разрабатывает этот проект?
СМП сейчас – один из самых перспективных, безопасных, коротких и экономически выгодных морских коридоров в мире. Как отметил Президент России, выступая на международном форуме «Арктика – территория диалога» в Мурманске в марте с.г. он должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.
Востребованность СМП для глобальной торговли растет. Мы видим это по стабильному увеличению грузопотока, который в прошлом году составил 37,9 млн.т. Отмечу, что транзит по Севморпути вырос на 44 % – прежде всего за счет того, что грузотправители стали перенаправлять часть грузов в Азию, которые ранее шли по Суэцкому каналу, через СМП. Важно и то, что в последние два года ледоколы, работающие на маршруте, перешли на круглогодичный режим.
Что касается вызовов, то вся система международной морской логистики сейчас страдает от высокого уровня неопределенности – риски непредсказуемых событий высоки, что подтверждается примером южных маршрутов. Определенную роль играет и санкционное давление.
Тем не менее государство и бизнес совместными усилиями ведут масштабную работу по расширению и обновлению портовой инфраструктуры, увеличению ледокольного и аварийно-спасательного флота.
В северных морях уже работают российские компании, которые перевозят нефтепродукты и СПГ, при этом для перевозки угля, сыпучих и других грузов нужны дополнительные силы. Для пополнения торгового флота нужно больше судостроительных мощностей. Мы открыты здесь для создания совместных предприятий.
Мы активно взаимодействуем с Китаем – с мая 2024 г. работает двусторонняя подкомиссия по СМП. С июня 2024 г. действует рабочий орган в рамках российско-индийской МПК для взаимодействия по СМП. Развивается диалог и другими странами компетентными в судостроении. Интерес к СМП проявляют партнеры из Белоруссии и ОАЭ.
2. Каковы основные российские проекты в области энергетики в Арктике? С кем работает Россия и как эти проекты связаны с международными рынками?
Думаю, у все на слуху крупнейшие нефтегазовые проекты – «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ», «Восток Ойл». Отмечу проекты добычи медного концентрата в Баимской рудной зоне, деятельность компании «Норильский никель».
Освоение минерально-сырьевого потенциала Арктики – одна из наших ключевых задач, которая требует комплексного подхода. Речь идет не только об объектах на месторождениях и морских перевозках, но всей сети логистических цепочек, включая наземную и подводящую инфраструктуру. В развитие энергетических проектов в Арктике вкладываются огромные инвестиции, но и отдача ожидается значительная – свыше 100 млн.т. готовой продукции к 2030 г.
Вопреки санкционному давлению осуществляется реализация Плана развития СМП на период до 2035 г. 28 марта в Мурманской области Президент России дал старт первой погрузке угольного терминала «Лавна» на берегу Кольского залива. Речь идет также о морском терминале по перевалке нефти «Ворота Арктики», терминале «Утренний» для проекта «Арктик СПГ-2», терминале «Север» для проекта «Восток-ойл», железнодорожном коридоре «Северный широтный ход» для подвозов грузов к портам. Все это сложные, затратные проекты с длительном сроком окупаемости.
Не буду заново перечислять наших основных партнеров в Арктике. Отмечу, что Россия готова к совместной работе не только с арктическими государствами, но со всеми, кто заинтересован в стабильном и мирном развитии региона и способен ориентироваться на долгосрочную перспективу.
3. Каковы возможные последствия оспаривания США российских (и канадских) заявок на территориальные воды в Арктике, и как позиция США согласуется с позицией других арктических государств? Насколько важно, что все остальные 7 арктических государств теперь являются членами НАТО?
Основное последствие избирательного подхода некоторых государств к действующим международным нормам, в т.ч. по вопросу о расширении внешних границ континентального шельфа – рост неопределенности и дестабилизация региона, которая прежде всего скажется на судоходстве. Исходим из того, что любые решения должны реализовываться на основе международного права, прежде всего через Комиссию по границам континентального шельфа.
Тот факт, что семь из восьми арктических государств входят в НАТО говорит о том, что «формула безопасности» в высоких широтах становится все более сложной. Арктические страны сейчас находятся в непростой ситуации, сталкиваясь с вызовами в сфере безопасности, климата, остановкой полноценной научной кооперации, последствиями кризисов в других регионах. В такой ситуации единственное, чему способствует присутствие НАТО в регионе, это дальнейшая эскалация напряжения. При этом важно понимать, что сохранение текущего расклада не гарантировано. Все мы сейчас наблюдаем ситуацию вокруг Гренландии – имею в виду и заявку на территориальную экспансию со стороны США и нежелание Дании расставаться с колониальным прошлым, заявления о присоединении к США Канады.
4. Россия расширяет сотрудничество со странами Азии для освоения Арктики, первую очередь с Китаем, а также с такими государствами, как Индия. Какова роль этих государств в Арктике с точки зрения их интересов и масштабов их участия?
Регион Азии – это драйвер мирового экономического роста. Китай и Индия обеспечивают значительную долю мирового ВВП. Закономерно, что эти страны мыслят в глобальных масштабах, не исключая Арктику из зоны своих интересов. При этом удивительно, что столько негативного внимания направлено на тех внерегионалов, кто продвигает сугубо мирную повестку в высоких широтах, а вовсе не на тех, кто направляет туда военные корабли. Активная вовлеченность в дела Крайнего севера со стороны Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции редко ставится под сомнение.
5. Как норвежец и сосед России, я надеюсь, что в какой-то момент взаимовыгодное сотрудничество с Россией в Арктике будет восстановлено. Видите ли вы какие-либо возможности для улучшения отношений или настойчивое желание западной промышленности восстановить экономическое сотрудничество с Россией на Крайнем Севере?
Сейчас Норвегия следует в русле антироссийских установок западных стран. Однако объективная картина такова, что Россия и Норвегия «обречены» на сотрудничество. Наши страны не просто соседи – будучи арктическими государствами мы несем особую ответственность за судьбу региона. Многие задачи в Арктике возможно решить только совместными усилиями. Изменение климата, деградация вечной мерзлоты, тематика биоразнообразия, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и другие вопросы требуют поиска общих решений в рамках действующих межправительственных форматов и в т.ч. в интересах развития мировой науки.
Что касается экономического сотрудничества, то по-простому говоря, нынешняя политическая настройка сейчас не соответствует экономическому потенциалу. Учитывая экономическое и географическое положение вашей страны, понимание долгосрочных выгод, очевидно, что если бы Норвегия действовала в своих интересах, то не стала бы упускать возможности реализации совместных проектов, связанных с развитием Севморпути. С сожалением отмечаю, что вместо это взят курс на конфронтацию и обрыв связей.
Знаю также, что норвежский бизнес пострадал в результате направленных против России санкций. Многие, очевидно, опасаясь преследования, воздерживаются от взаимодействия, но есть и те, кто проявляет заинтересованность в восстановлении связей.
Г.Дисен – профессор Университета Юго-Восточной Норвегии, участник дискуссионного клуба «Валдай», редактор журнала «Россия в глобальной политике».
Интервью на YouTube-канале Г.Дисена: https://www.youtube.com/watch?v=HD_JtsWnOXI
СМП сейчас – один из самых перспективных, безопасных, коротких и экономически выгодных морских коридоров в мире. Как отметил Президент России, выступая на международном форуме «Арктика – территория диалога» в Мурманске в марте с.г. он должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.
Востребованность СМП для глобальной торговли растет. Мы видим это по стабильному увеличению грузопотока, который в прошлом году составил 37,9 млн.т. Отмечу, что транзит по Севморпути вырос на 44 % – прежде всего за счет того, что грузотправители стали перенаправлять часть грузов в Азию, которые ранее шли по Суэцкому каналу, через СМП. Важно и то, что в последние два года ледоколы, работающие на маршруте, перешли на круглогодичный режим.
Что касается вызовов, то вся система международной морской логистики сейчас страдает от высокого уровня неопределенности – риски непредсказуемых событий высоки, что подтверждается примером южных маршрутов. Определенную роль играет и санкционное давление.
Тем не менее государство и бизнес совместными усилиями ведут масштабную работу по расширению и обновлению портовой инфраструктуры, увеличению ледокольного и аварийно-спасательного флота.
В северных морях уже работают российские компании, которые перевозят нефтепродукты и СПГ, при этом для перевозки угля, сыпучих и других грузов нужны дополнительные силы. Для пополнения торгового флота нужно больше судостроительных мощностей. Мы открыты здесь для создания совместных предприятий.
Мы активно взаимодействуем с Китаем – с мая 2024 г. работает двусторонняя подкомиссия по СМП. С июня 2024 г. действует рабочий орган в рамках российско-индийской МПК для взаимодействия по СМП. Развивается диалог и другими странами компетентными в судостроении. Интерес к СМП проявляют партнеры из Белоруссии и ОАЭ.
2. Каковы основные российские проекты в области энергетики в Арктике? С кем работает Россия и как эти проекты связаны с международными рынками?
Думаю, у все на слуху крупнейшие нефтегазовые проекты – «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ», «Восток Ойл». Отмечу проекты добычи медного концентрата в Баимской рудной зоне, деятельность компании «Норильский никель».
Освоение минерально-сырьевого потенциала Арктики – одна из наших ключевых задач, которая требует комплексного подхода. Речь идет не только об объектах на месторождениях и морских перевозках, но всей сети логистических цепочек, включая наземную и подводящую инфраструктуру. В развитие энергетических проектов в Арктике вкладываются огромные инвестиции, но и отдача ожидается значительная – свыше 100 млн.т. готовой продукции к 2030 г.
Вопреки санкционному давлению осуществляется реализация Плана развития СМП на период до 2035 г. 28 марта в Мурманской области Президент России дал старт первой погрузке угольного терминала «Лавна» на берегу Кольского залива. Речь идет также о морском терминале по перевалке нефти «Ворота Арктики», терминале «Утренний» для проекта «Арктик СПГ-2», терминале «Север» для проекта «Восток-ойл», железнодорожном коридоре «Северный широтный ход» для подвозов грузов к портам. Все это сложные, затратные проекты с длительном сроком окупаемости.
Не буду заново перечислять наших основных партнеров в Арктике. Отмечу, что Россия готова к совместной работе не только с арктическими государствами, но со всеми, кто заинтересован в стабильном и мирном развитии региона и способен ориентироваться на долгосрочную перспективу.
3. Каковы возможные последствия оспаривания США российских (и канадских) заявок на территориальные воды в Арктике, и как позиция США согласуется с позицией других арктических государств? Насколько важно, что все остальные 7 арктических государств теперь являются членами НАТО?
Основное последствие избирательного подхода некоторых государств к действующим международным нормам, в т.ч. по вопросу о расширении внешних границ континентального шельфа – рост неопределенности и дестабилизация региона, которая прежде всего скажется на судоходстве. Исходим из того, что любые решения должны реализовываться на основе международного права, прежде всего через Комиссию по границам континентального шельфа.
Тот факт, что семь из восьми арктических государств входят в НАТО говорит о том, что «формула безопасности» в высоких широтах становится все более сложной. Арктические страны сейчас находятся в непростой ситуации, сталкиваясь с вызовами в сфере безопасности, климата, остановкой полноценной научной кооперации, последствиями кризисов в других регионах. В такой ситуации единственное, чему способствует присутствие НАТО в регионе, это дальнейшая эскалация напряжения. При этом важно понимать, что сохранение текущего расклада не гарантировано. Все мы сейчас наблюдаем ситуацию вокруг Гренландии – имею в виду и заявку на территориальную экспансию со стороны США и нежелание Дании расставаться с колониальным прошлым, заявления о присоединении к США Канады.
4. Россия расширяет сотрудничество со странами Азии для освоения Арктики, первую очередь с Китаем, а также с такими государствами, как Индия. Какова роль этих государств в Арктике с точки зрения их интересов и масштабов их участия?
Регион Азии – это драйвер мирового экономического роста. Китай и Индия обеспечивают значительную долю мирового ВВП. Закономерно, что эти страны мыслят в глобальных масштабах, не исключая Арктику из зоны своих интересов. При этом удивительно, что столько негативного внимания направлено на тех внерегионалов, кто продвигает сугубо мирную повестку в высоких широтах, а вовсе не на тех, кто направляет туда военные корабли. Активная вовлеченность в дела Крайнего севера со стороны Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции редко ставится под сомнение.
5. Как норвежец и сосед России, я надеюсь, что в какой-то момент взаимовыгодное сотрудничество с Россией в Арктике будет восстановлено. Видите ли вы какие-либо возможности для улучшения отношений или настойчивое желание западной промышленности восстановить экономическое сотрудничество с Россией на Крайнем Севере?
Сейчас Норвегия следует в русле антироссийских установок западных стран. Однако объективная картина такова, что Россия и Норвегия «обречены» на сотрудничество. Наши страны не просто соседи – будучи арктическими государствами мы несем особую ответственность за судьбу региона. Многие задачи в Арктике возможно решить только совместными усилиями. Изменение климата, деградация вечной мерзлоты, тематика биоразнообразия, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и другие вопросы требуют поиска общих решений в рамках действующих межправительственных форматов и в т.ч. в интересах развития мировой науки.
Что касается экономического сотрудничества, то по-простому говоря, нынешняя политическая настройка сейчас не соответствует экономическому потенциалу. Учитывая экономическое и географическое положение вашей страны, понимание долгосрочных выгод, очевидно, что если бы Норвегия действовала в своих интересах, то не стала бы упускать возможности реализации совместных проектов, связанных с развитием Севморпути. С сожалением отмечаю, что вместо это взят курс на конфронтацию и обрыв связей.
Знаю также, что норвежский бизнес пострадал в результате направленных против России санкций. Многие, очевидно, опасаясь преследования, воздерживаются от взаимодействия, но есть и те, кто проявляет заинтересованность в восстановлении связей.
Г.Дисен – профессор Университета Юго-Восточной Норвегии, участник дискуссионного клуба «Валдай», редактор журнала «Россия в глобальной политике».
Интервью на YouTube-канале Г.Дисена: https://www.youtube.com/watch?v=HD_JtsWnOXI