О ситуации с крымскими татарами
В настоящее время придается важное значение учету культурных, религиозных и иных интересов национальных меньшинств в Крыму, в том числе крымских татар, численность которых составляет около 230 тыс. человек (12,2% всего населения).
Приоритетные для них проблемы лежат не в политической плоскости, а носят четкий социально-гуманитарный и хозяйственный характер, связанный с юридическим оформлением земельных участков, культурным развитием крымско-татарской общины и обеспечением на полуострове межнационального согласия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым (РК) и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - РК и города федерального значения Севастополя» крымско-татарский язык признан государственным языком РК наравне с русским и украинским языками. Это положение также нашло свое отражение в статье 10 Конституции Крыма от 11 апреля 2014 г.
Обеспечено участие крымских татар в представительных органах власти РК. В рамках Федеральной целевой программы по развитию Крыма до 2022 г. реализуются меры по реабилитации репрессированных народов в объеме 180 млн. долл., что гораздо выше цифр, которые планировал потратить на «обустройство нацменьшинств» Киев (2,5 млн. в 2014 г.). С 2015 г. реализуется госпрограмма «Республика Крым - территория межнационального согласия», из средств которой (154 млн. долл.) финансируется строительство социально значимых объектов для крымских татар, включая жилье и газоснабжение, а также осуществляется поддержка национальных СМИ.
В феврале 2018 г. на расширенном заседании Курултая крымско-татарского народа создан Координационный совет крымских татар при Главе Республики Крым, призванный заниматься вопросами укрепления взаимодействия с региональными властями.
Крымские татары успешно интегрировались в российское общество, 95% из них оформили российское гражданство, пенсионеры получают выплаты из российского бюджета.
Депортации крымских татар – это трагическая страница в истории Крыма. Именно поэтому одним из первых шагов российской власти после воссоединения Крыма с Россией стало восстановление исторической справедливости. 21 апреля 2014 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», в рамках которого осуществляются меры по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению народов, подвергшихся незаконным политическим репрессиям по национальному и иным признакам.
Недобросовестными политиками и журналистами предпринимаются попытки использовать крымско-татарское население в качестве инструмента для огульной критики усилий, предпринимаемых российскими властями в РК, продвигаются тезисы о якобы имеющих место на территории полуострова «притеснениях» крымских татар, «выразителем интересов всех крымских татар» представляется «Меджлис».
«Меджлис» крымско-татарского народа был создан антисоветскими лидерами протестного крымско-татарского национального движения, возникшего в местах ссылки в Средней Азии, 28 июня 1991 г. в Симферополе как исполнительный орган Курултая крымско-татарского народа с формальным ему подчинением (последний VI курултай проведен в октябре 2013 г.).
«Меджлис» состоит из 33 человек, включая его председателя – бывшего вице-спикера Верховного Совета Автономной Республики Крым, а ныне депутата Верховной Рады Украины Р.А.Чубарова (до ноября 2013 г. эту должность занимал М.Джемилев, являющийся сейчас уполномоченным президента Украины по делам крымско-татарского народа). «Меджлис» не зарегистрирован ни в одной стране, имеет жесткую вертикаль власти, свой бюджет, силовые, пропагандистские и внешнеполитические подразделения. С 1991 г. руководство «Меджлиса» категорически отказывалось от регистрации в Минюсте Украины, что автоматически лишало его легитимного статуса. Основной причиной явилось нежелание привести свой программный документ - Декларацию 1990 г. о национальном суверенитете крымско-татарского народа, в котором шла речь о «возрождении крымско-татарского народа только в его суверенном национальном государстве» - в соответствие с украинским законодательством.
Украинские власти не заостряли внимание на вопросе придания легитимного статуса «Меджлису», ограничиваясь редкими призывами к его регистрации, при этом используя его в качестве сепаратистской структуры в противовес русским патриотическим движениям в Крыму. Со своей стороны меджлисовцы при каждом случае старались демонстрировать свою русофобскую и антироссийскую позицию и, в то же время, лояльность украинской власти.
В период 1991-2013 гг. меджлисовцы регулярно поддерживали самозахваты земельных участков на полуострове, массовые беспорядки, озвучивали призывы к насильственному свержению власти. До марта 2014 г. пользовались неофициальной квотой по количеству своих представителей в органах власти различного уровня, через которые оказывалось влияние на общественно-политическую ситуацию.
8 октября 1992 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым (ВС АРК) принял Постановление №167-1 «О ситуации в Крыму в связи с антиконституционной деятельностью «Меджлиса» крымско-татарского народа и Организации крымско-татарского национального движения», в соответствии с которым деятельность «Меджлиса» была признана «антиконституционной», указывалось на разжигание межнациональной розни, организацию массовых беспорядков, призывы к насильственному свержению законных органов государственной власти и местного самоуправления.
В период нахождения Крыма в составе Украины основные международные правозащитные механизмы неоднократно фиксировали нарушения прав крымских татар. Среди основных претензий, выдвигаемых к Киеву, были отсутствие правовых и политических мер по восстановлению прав крымских татар, возвратившихся на Украину, трудности в получении ими украинского гражданства, игнорирование социально-экономических проблем крымско-татарского населения, ограничение использования крымско-татарского языка в местных органах власти, низкая представленность крымских татар во властных структурах АРК, рост числа конфликтов на межконфессиональной и межэтнической почве в Крыму и др.
События «Крымской весны» лидеры «Меджлиса» восприняли «в штыки», не признав факт вхождения Крыма в состав России, отвергнув итоги референдума 16 марта 2014 г. Наиболее резонансной акцией стал несанкционированный митинг 26 февраля 2014 г., в ходе которого пострадали 79 человек (двое скончались).
Прокуратура РК объявила о запрете на въезд в Россию М.А.Джемилеву (22 апреля 2014 г.) и Р.А.Чубарову (5 июля 2014 г.) ввиду их антиконституционных заявлений и действий.
В сентябре 2015 г. по инициативе «Меджлиса» совместно с экстремистской организацией «Правый сектор», а также батальоном «Айдар» и общественной организацией «Самооборона Майдана» началась «Гражданская блокада Крыма», сопровождавшаяся перекрытием дорог и террористической активностью (подрывы опор линий электропередач в Херсонской области Украины, по которым на основе действовавшего российско-украинского контракта осуществлялась поставка электроэнергии на полуостров). В результате было нарушено электроснабжение и функционирование средств связи всех объектов жизнеобеспечения Крыма в 876 населенных пунктах, в том числе с крымско-татарским населением. Согласно соцопросам, 99% крымских татар на полуострове высказывались категорически против подобных действий.
В связи с этими действиями 26 апреля 2016 г. Верховный Суд Республики Крым вынес решение о признании «Меджлиса» экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 29 сентября 2016 г. Верховный Суд Российской Федерации подтвердил данный вердикт.
Перебазировавшись на Украину, меджлисовцы продолжили с опорой на внешнюю поддержку наращивать свою антироссийскую активность. При финансовом и информационном содействии извне М.А.Джемилев и Р.А.Чубаров активно используют площадки международных организаций и медийное пространство для «вброса» различных провокационных заявлений, в т.ч. о необходимости сохранения санкционного давления на Россию, о «неизбежности возвращения Крыма в состав Украины», «крахе российского государства» и т.д.
При этом в Крыму «Меджлис» пользуется весьма ограниченной поддержкой. На полуострове действуют более 30 общественных крымско-татарских объединений, в т.ч. такие по настоящему авторитетные организации, как «Милли-фирка», «Къырым бирлиги»/«Крымское единство» и «Къырым»/«Крым», не желающие иметь ничего общего с меджлисовцами.
С 2014 г. «Меджлис» получает финансирование из бюджета Украины. Меджлисовские руководители являются активными лоббистами идеи создания крымско-татарской автономии на территории Херсонской области, которая должна стать прибежищем для крымских татар, покинувших полуостров. Одновременно данный регион Украины рассматривается в качестве плацдарма для отправки в Крым диверсионно-террористических групп и организации различного рода провокаций на российско-украинской границе.
Российскими правоохранительными органами выявлены уголовные деяния сторонников «Меджлиса», вплоть до посягательств на жизнь и имущество крымско-татарских общественных лидеров, открыто поддерживающих политику руководства Российской Федерации. Продолжается расследование противоправной деятельности «Меджлиса» в ходе событий в Крыму в 2014 г., некоторые его члены в 2018 г. признаны судом виновными в совершении преступлений и приговорены к различным срокам лишения свободы.
Показательно, что в апреле 2017 г. Международный Суд ООН в своем предварительном решении в рамках иска Украины к России о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. подтвердил полную безосновательность обвинений в «притеснении» крымских татар. Констатировали это также многие посетившие Крым зарубежные общественно-политические деятели, в т.ч. из стран Запада.