Посольство Российской Федерации в Норвегии
(+47) 22 55 32 78
(+47) 22 44 06 08
/
06 октября / 2023

Статья Посольства

О перспективах мирного урегулирования украинского кризиса

В связи с появлением информации о возможности проведения в Осло встречи по т.н. «формуле мира» Зеленского хотели бы изложить позицию России касательно данного формата и перспектив политико-дипломатического урегулирования украинского кризиса.

Вопреки насаждаемому на Западе нарративу нынешняя острая фаза украинского конфликта является вовсе не причиной, а прямым следствием длительного процесса развала архитектуры европейской безопасности, сформировавшейся после окончания Второй мировой войны. Его фундаментальные предпосылки – убежденность США и подчиненного им «коллективного Запада» в собственной исключительности, неоколониальное мышление и практики, презрительное неприятие базовых для международных отношений принципов суверенного равенства государств и неделимости безопасности.

Как следствие – позиционирование НАТО в качестве единственного легитимного источника безопасности в Евро-Атлантике (а теперь – и в азиатско-тихоокеанском регионе), а Евросоюза – как «цветущего сада, окруженного джунглями» (по выражению главы дипломатии ЕС Ж.Борреля), расширение НАТО на восток, приближение военной инфраструктуры альянса к границам России, грубое вмешательство во внутренние дела других государств, попрание их интересов в сферах безопасности и экономики, применение односторонних санкций.

Россия долгие годы настойчиво добивалась переговорного решения накапливающихся проблем в отношениях с Западом посредством заключения соглашений в сфере европейской безопасности. Был одобрен Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 г., приняты декларации саммитов ОБСЕ 1999 и 2010 гг., содержавшие важные положения о равной и неделимой безопасности, обязательстве государств не укреплять свою безопасность за счет безопасности других, а также о том, что ни одно государство, группа государств или организация не может быть наделена преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ. К сожалению, эти политические принципы остались на бумаге и не побудили НАТО отказаться от экспансионистского конфронтационного курса.
В 2009 г. Россия представила проект Договора о европейской безопасности, а в 2021 г. предложила соглашения о взаимных гарантиях безопасности с США и НАТО. В обоих случаях мы получили высокомерный отказ фактически без обсуждения наших озабоченностей.

«Формула мира» Зеленского – это не «дорожная карта» мирного урегулирования, а набор неприемлемых ультимативных требований к России, которые Киев и его западные кураторы пытаются обманом навязать другим странам, выражающим заинтересованность в согласовании решений на основе взаимного уважения и справедливого баланса интересов всех вовлеченных сторон, включая Россию. Не надо быть специалистом-международником, чтобы понимать: любые переговорные форматы по украинскому кризису без участия России бесперспективны.
От реальности оторваны все 10 пунктов «формулы мира».

В принятой единогласно Декларации ООН 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, закреплено, что принцип уважения территориальной целостности применим к «государствам, соблюдающим в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов (…) и, вследствие этого, имеющим правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».

Захвативший власть в Киеве ультранационалистический русофобский режим, который первым делом принялся урезать права русскоязычных граждан Украины и развязал войну против тех, кто не смирился с антиконституционным захватом власти, очевидно, никогда не представлял интересы ни Крыма, ни Донбасса, ни огромной части населения остальной Украины. В ответ на это Крым и Донбасс провели референдумы в полном соответствии с принципом равноправия и самоопределения народов, зафиксированном в п.2 Статьи 1 Устава ООН. Те, кто призывает реализовать «формулу мира» Зеленского и вернуть Украину в границы 1991 г., должны задаться вопросом, что киевские власти сделают с жителями соответствующих территорий, которых они годами публично называют людьми второго сорта, угрожают и истребляют их, а теперь записали в коллаборационисты.

Заключенные в феврале 2015 г. Минские договоренности были одобрены специальной резолюцией 2202 СБ ООН и предусматривали воссоединение Донбасса с Украиной при обеспечении его особого статуса и фундаментальных прав человека, включая право говорить на родном языке. Они были последним реальным шансом сохранить территориальную целостность страны. Россия семь лет прилагала все возможные политико-дипломатические усилия для их полного выполнения.

Однако в прошлом году все подписанты Минских соглашений, кроме В.В.Путина, т.е. бывшие лидеры Германии, Франции и Украины А.Меркель, Ф.Олланд и П.А.Порошенко, публично признали, что никогда не собирались выполнять достигнутые договоренности, а лишь стремились выиграть время для накачки Украины оружием, ее превращения в «антиРоссию» и подготовки к силовому решению «проблемы Донбасса». Таким образом, у мирного урегулирования изначально не было шансов. Саботировавшие Минские соглашения западные страны нарушили статью 25 Устава ООН, согласно которой все члены Организации обязаны «подчиняться решениям Совета безопасности и выполнять их». Именно они несут ответственность за развал Украины.

Несмотря на многократно проявившуюся недоговороспособность западных стран, Россия и сейчас не отказывается от переговоров. Об этом неоднократно, в т.ч. совсем недавно, говорил Президент В.В.Путин. Мы всегда были открыты к использованию политико-дипломатических методов. Еще весной 2022 г. между Россией и Украиной фактически был парафирован договор, который положил бы конец боевым действиям, однако Киев в последний момент сорвал переговоры и отказался от его подписания.

Затем президент Украины издал указ, установивший юридический запрет ему самому и другим представителям киевского режима вести переговоры с руководством России. Так что о каком-либо урегулировании можно будет говорить только после официальной разблокировки Киевом и его западными кураторами переговорного трека. Мяч полностью на стороне Запада и его подопечных. Тем, кто заинтересован в содействии делу мира, следует обращаться, прежде всего, к ним.

Россия высоко ценит посреднические и гуманитарные усилия многих стран, организаций и отдельных неравнодушных людей, их стремление внести конструктивный вклад в достижение действительно всеобъемлющего, устойчивого и справедливого урегулирования украинского кризиса, которое бы устранило озабоченности России в сфере безопасности и глубинные причины кризиса европейской безопасности. Мы готовы к обсуждению любых серьезных предложений на этот счет.

«Формула мира» к таковым, конечно, не относится. Никакая из стран-соучастниц приведшего к кризису конфронтационного курса Запада и рьяных сторонниц военной накачки киевского режима для продолжения кровопролития не может претендовать на какую-то посредническую роль. Полагаем, что на Западе это тоже прекрасно понимают, хотя и пытаются выдать свое участие в пропагандистской раскрутке «формулы» Зеленского за реальные мирные усилия.